Велосипедная цепь

Учим мат.часть!

В этой статье мы попробуем разобраться в том, для чего нужна велосипедная цепь, какие виды цепей существуют в природе, как ее правильно выбрать и обслуживать в течение сезона и не только. Итак, велосипедная цепь является неотъемлемой частью трансмиссии велосипеда и служит для передачи крутящего момента с ведущей звездочки (передней) на ведомую (заднюю). Эта деталь стандартизирована, вследствие чего мы имеем одинаковый шаг для всех типов цепей, а именно 2,54 см (или 1 дюйм) за два звена цепи.

Выбор цепи.

Типы велосипедных цепей различаются в зависимости от количества используемых звезд в трансмиссии, и при выборе следует руководствоваться именно этими числами. Для этого необходимо посмотреть на заднее колесо и визуально определить, сколько там у нас чего:

- 1 звезда (имеем дело с «синглспидом», проще говоря, односкоростным велосипедом или велосипедом с планетарной втулкой);

- 5-6 звезд (в простонародье «трещотка», свойственная самым бюджетным велосипедам);

- 7-8 (стандарт кассет для большинства велосипедов начального/среднего уровней);

- 9-10 (стандарт кассет для «горных» велосипедов уровня выше среднего, а также для шоссейных велосипедов начального уровня);

- 11 (стандарт кассет для шоссейных велосипедов).

Основываясь на количестве звезд, делаем правильный выбор цепи, благо производитель всегда указывает на коробке количество скоростей и число звеньев, например: SHIMANO CN-HG93 XT Chain 9-speed 114 Links, где

  • SHIMANO – название производителя,
  • CN-HG93 – название модели,
  • XT – название класса навесного оборудования,
  • 9-speed – количество звезд (скоростей),
  • 114 Links – количество звеньев цепи.
Важно выбрать и установить именно ту цепь, которая соответствует количеству звезд на колесе, в противном случае у вас просто не получится правильно переключаться на нужную передачу, так как все эти цепи различаются шириной звеньев, и более широкая цепь просто будет проскакивать по 2 «звездочки» на кассете («синглспидов» и «планетарок» это, естественно, не касается). Это относится к таким случаям как, например, установка цепи 9-speed на кассету 11-speed. Стоит отметить, что данное правило не работает при смене ролей –можно смело поставить более тонкую цепь 11-speed на кассету 9-speed.

Смазка и чистка.

Правильный уход за велосипедной цепью является верным способом продлить жизнь трансмиссии и избавить райдера от назойливого скрипа и свиста при езде, а также повысить ходовые качества велосипеда. Главным здесь является то, что цепь должна быть постоянно смазана и, как следствие, не иметь следов коррозии на роликах. Перед началом необходимо удалить старую смазку, а также загрязнения, неизбежно появляющиеся на цепи. Идеальным очистителем здесь послужит небезызвестный аэрозольWD-40 или его аналоги, но если такового под рукой не оказалось, то можно использовать керосин, бензин, ацетон, спиртовые средства для мытья окон или даже водный раствор жирорастворяющих средств для мытья посуды. После очистки цепь необходимо вытереть насухо и смазать. Для этой цели подойдет любое минеральное или синтетической машинное масло, которое следует нанести на звенья цепи проливом из масленки, либо прокапать каждое звено из медицинского шприца. Также можно использовать специализированные аэрозольные смазки на силиконовой основе. Данную процедуру рекомендуется проводить хотя бы пару раз за сезон, но опять же, здесь все зависит от стиля и интенсивности езды. Для того, чтобы качественно почистить цепь, ее необходимо снять с велосипеда, и здесь самым удобным вариантом будет наличие на цепи специального замочка, который устанавливается вместо звена цепи и легко открывается руками. Если же разъемное звено отсутствует, то здесь поможет выжимка – специальное приспособление, которое выпрессовывает пины, позволяя разъединять и вновь соединять звенья цепи. В межсезонье цепь рекомендуется снимать с велосипеда и хранить в сухом месте, желательно в промасленной бумаге, дабы избежать появления коррозии.

Замена.

Рано или поздно, но срок эксплуатации цепи подойдет к концу и здесь не стоит особо мудрить – цепь должна быть заменена. В противном случае, используя изношенную цепь, есть все шансы сильно сократить срок службы ведущих и ведомых звезд трансмиссии, а также роликов переключателя. Определить, что цепь износилась довольно просто, и симптомами здесь послужат нечеткое переключение передач и проскакивание цепи под нагрузкой, например, при езде в гору. Стоит также понимать, что установка новой цепи на сильно изношенные звезды в корне не исправит проблему, поэтому следует ухаживать за всеми элементами трансмиссии в комплексе, проводя своевременное техническое обслуживание.

Если вы не можете самостоятельно поменять цепь, ждем Вас в нашей мастерской veloman.by.