Как правильно переключать передачи
Уже мало кого удивишь велосипедом с передачами, сегодня можно увидеть даже детские велосипеды с передачами, но как правильно их переключать, и нужны ли передачи вообще?
Многие взрослые, которые привыкли к советским "Аистам" нередко говорят: "Зачем нужны передачи на велосипеде, я вон все детство "откатал" с одной передачей и меня вполне все устраивает". Думаю, все согласятся, что прогресс не стоит на месте, раньше компьютеров тоже не было, и все приходилось писать вручную, переписывать целые тетрадки, а сегодня один раз нажал на кнопку, распечатал то, что надо и все, и никто не говорит, зачем нам компьютер, потому что это удобно, просто и эффективно. Вот и передачи в велосипеде нужны примерно для этих же целей.
Передачи позволяют ехать быстрее, тратить меньше усилий на движение и преодоление каких-либо препятствий, а в некоторых случаях на велосипеде с одной передачей вообще невозможно проехать (к примеру подняться на крутую горку).
Так как же правильно переключать передачи?
Существует несколько основных правил, как нужно правильно переключаться, усвоив которые Вы не получите травм и не нанесете вреда велосипеду
- Передачи следует переключать только во время движения, желательно, перед движением проверить, не стоит ли другая передача. (если у вас велосипед с планетарной втулкой - это правило к вам не относится). - Не переключайте передачи под нагрузкой, например если вы поднимаетесь в горку или преодолеваете препятствие, позаботьтесь о том, чтобы переключить их заранее.
- Если вы только осваиваете навык переключения, не переключайтесь сразу на несколько передач, делайте это поэтапно: дождитесь, пока переключится одна передача, а потом переходите на следующую.
- Существует понятие "перекос цепи", не рекомендуется ездить в таком положении (когда цепь стоит на разных крайних звездах, например, спереди на первой, а сзади на последней и наоборот)
- Не смазывайте цепь и звездочки густой смазкой (солидол, литол, и т.д.), используйте специальную силиконовую смазку или жидкое масло.
Переключение передач в деталях:
Сегодняшний стандартный велосипед имеет трансмиссию 21-24 передачи (так же могут быть велосипеды с 5,6,7,18,21,24,27,30 передачами). От чего зависит количество передач? Система исчисления проста, количество передних звезд умножается на количество задних, т.е. каждая передняя звездочка может работать с каждой задней (но не стоит забывать про "перекос")
Рассмотрим трансмиссию с 21-ой передачей:
Спереди будет установлена система на три звезды, сзади кассета или трещотка на 7 звезд. Нумерация звезд начинается от рамы, т.е. первая звезда спереди самая маленькая, а первая звезда сзади - самая большая.
Так где и как использовать эти звезды?
Правило такое: чем больше звездочка спереди и чем меньше звездочка сзади - тем быстрей скорость, но нужно прикладывать больше усилий. В рассматриваемой нами трансмиссии, это будет комбинация 3 спереди 7 сзади. Эту комбинацию обычно используют на ровном асфальте, при езде с горки, когда не ветреная погода.
Комбинация 1 спереди 1 сзади - это самый легкий режим, (педали крутятся очень легко, но скорость маленькая) его обычно используют для езды по неровной дороге с препятствиями, при подъеме в горку.
Средняя комбинация 2-я звездочка спереди, 3-5 сзади, обычно используют в прогулочном режиме и для повседневной езды.
Рекомендуемое использование передних и задних звезд.
Так же следует учитывать, что каждый человек индивидуален и каждый по-разному физически развит, кому-то будет сложно ездить даже в среднем режиме, а кому-то будет не хватать даже комбинации 1-1. Это еще одно преимущество велосипедов с передачами, каждый может включить скорость, на которой будет чувствовать себя комфортно в любой ситуации.
Ну и конечно не стоит смотреть на переключатель, вы должны делать это на автомате. Стоит так же отметить, что на практике используются 2-3 передачи. Поэтому, если вы новичок, не стоит гнаться за максимальным количеством передач.