Велосипедная рама | Виды велосипедных рам

Велосипедная рама - это основной компонент велосипеда, на который крепятся остальные узлы и запчасти. Изначально велосипедную раму изготавливали из стали, но с развитием технологий начали появляться рамы и из других материалов, сейчас мы рассмотрим, какую раму велосипеда выбрать, какая рама лучше и в чем разница.

Материал рамы Преимущества Недостатки
Стальная рама низкая цена, высокая надежность, ремонтопригодность. большая масса, подверженность коррозии
Алюминиевая рама небольшая масса, почти не подвержена коррозии низкая ремонтопригодность, более высокая, по сравнению со стальной рамой, цена 
Титановая рама высокая прочность, небольшая масса, не подвержена коррозии   низкая ремонтопригодность, высокая цена
Магниевые сплавы небольшая масса подверженность коррозии, высокая цена
Композитные материалы  очень небольшая масса, не подвержена коррозии очень высокая цена, слабая устойчивость к ударам

Теперь рассмотрим подробнее.

Стальная рама. С момента изобретения велосипеда сталь была основным и самым распространенным материалом для изготовления велосипедной рамы. Состав и способы изготовления постоянно пересматривались и совершенствовались. В настоящее время при изготовлении велосипедных рам из стали в состав сплавов входят легирующие элементы добавляются хром и молибден. Сейчас их принято называть хромомолибденовыми, или хромолевыми. Так же иногда используются более дешевые сорта сталей высокопрочных марок (их называют hi-ten).

Основным преимуществом стальной рамы является ее высокая ремонтопригодность, даже если рама сломается под нагрузкой, ее просто починить за небольшие деньги. Так же важным преимуществом стальной рамы является то, что во время движения по неровным дорогам рама пружинит, поглощая вибрацию и толчки.

Несмотря на эти преимущества стальная рама имеет также и недостатки: большой вес, а также низкую устойчивость к коррозии.

Алюминиевая рама. Уже мало кого удивишь алюминиевой рамой, т.к. большинство выпускаемых моделей велосипедов собираются именно на ней. Понятно, что из обычного алюминия изготовить велосипед не получится, поэтому используют сплавы, которые обозначают четырехзначными номерами (например, 6061 или 7005). Номер показывает, какие металлы входят в состав рамы. Например в сплав 6061 входит, кроме алюминия магний, кремний и медь. А в состав сплава 7005 добавлен цинк.

Какой сплав лучше 7005 или 6061?

Алюминий 7005

Рамы более прочные, чем 6061. При одинаковых условиях эксплуатации 7005 прослужит дольше, но технологичность хуже, чем у 6061 за счет более высокого содержания примесей. Почти не подвержена коррозии, металл менее "устает".

Алюминий 6061

Достаточно прочный и высококоррозийно устойчивый. Более технологичен, чем 7005. Это означает, что трубам из сплава 6061 проще добавить прочности за счёт их свойств, такими технологиями как тройной баттинг, овальное сечение и стенки переменной толщины, что уменьшит вес и увеличит прочность труб.

Какой сплав выбрать 7005 или 6061

Сплав 6061 вполне подойдет для FR, dirt и downhill рам — сплав более технологичный (проще сваривается и обрабатывается), чем 7005, меньшую его статическую и усталостную прочность при менее жестких требованиях к весу легко компенсируют большей толщиной стенок трубы и разнообразными косынками и прочими технологическими ухищрениями. Кроме того, наличие в конструкции двухподвесов амортизатора между частями рамы, понижает напряжения в самой раме за счет поглощения амортизатором части энергии нагрузки.

Для КК хардтейлов же оптимальным будет сплав 7005 — как более прочный, жесткий и долговечный.

Однозначного сказать какой сплав лучше или хуже невозможно, т.к. это зависит от качества сварки и технологий, которые были использованы при разработке. Сплав 7005 чаще используют в хардтеилах, а сплав 6061 - на рамах предназначенных для FR, dirt и downhill.

Процентное содержание металлов в рамах из алюминия.

Алюминий 7005

  • Основная добавка в сплавы алюминия серий 7ххх – цинк
  • Al 91 — 94.7
  • Cr 0.06 — 0.2
  • Cu Max 0.1
  • Fe Max 0.4
  • Si Max 0.35
  • Ti 0.01 — 0.06
  • Zn 4 — 5
  • Zr 0.08 — 0.2
  • Mg 1 — 1.8
  • Mn 0.2 — 0.7
  • Прочие, каждый Max 0.05
  • Прочие, всего Max 0.15
Алюминий 6061
  • основная добавка в сплавы алюминия серий 6xxx – магний
  • Al 95.8 — 98.6
  • Cr 0.04 — 0.35
  • Cu 0.15 — 0.4
  • Fe Max 0.7
  • Si 0.4 — 0.8
  • Ti Max 0.15
  • Zn Max 0.25
  • Mg 0.8 — 1.2
  • Mn Max 0.15
  • Прочие, каждый Max 0.05
  • Прочие, всего Max 0.15
Преимущества алюминиевой рамы:

1) Вес меньше чем у стальной рамы.
2) Алюминиевая рама менее подвержена коррозии, чем сталь.

Бытует мнение, что алюминиевая рама менее надежная, чем стальная. Хочется развеять этот миф т.к. сегодня многие производители дают пожизненную гарантию на раму из алюминия, т.е. они уверены в ней на 100%, так же следует учесть, что при изготовлении рамы из алюминия используются более широкие трубы, что усиливает прочность и надежность.

К минусам можно отнести то, что для ремонта алюминиевой рамы потребуется специальная аргоновая сварка, поэтому починить такую раму сложнее чем стальную. Так же рамы из алюминия более дорогие чем из стали, это влияет на цену велосипеда в целом

Рама из алюминиевого сплава имеет высокую жесткость - это улучшает рулевые свойства велосипеда, однако это влияет на жесткость езды, все неровности дороги передаются на руки и спину, поэтому велосипеды из алюминия оснащаются амортизаторами.

Рамы из магниевых сплавов. Рамы из магниевых сплавов дорогие и очень подвержены коррозии из-за высокой химической активности, но эти рамы считаются одними из самых легких велосипедных рам, а также достаточно мягкими и пружинистыми, и в то же время очень прочными.

Композитные материалы. Рамы из углепластика (чаще их называют карбоновыми) были разработаны не так давно, производители гонятся за высоко технологическими свойствами, стараются уменьшить вес велосипеда, сделать его как можно более прочным и долговечным, поэтому на смену металлам пришла химия. Карбоновая рама – легкая, прочная, коррозиеустойчивая и достаточно мягкая. Ну и конечно, понятно, что такая рама будет очень дорогой - это и является главным недостатком. Так же не стоит забывать, что углепластиковые рамы боятся ударов. Падение на таком велосипеде может привести к поломке рамы.

Рамы из титановых сплавов. Сразу к недостаткам - очень высокая цена, наверное, поэтому серийных велосипедов на титановой раме почти не выпускают. Из преимуществ легкая, хорошо гасит неровности дороги, прочная и крепкая.

Если вы решили купить велосипед и не знаете, какую раму выбрать, советую присмотреться к велосипедам на алюминиевой раме. Этот материал сегодня имеет лучшее соотношение цена/качество, достаточно прочный и надежный и, в тоже время, имеет небольшой вес. При покупке обязательно проверьте раму, чтобы не было никаких трещин, особенно если вы покупаете велосипед б/у.